Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховое право, Морское страхование, Страхование от терроризма и диверсий
Риски пиратства – в поисках решения
Семеньков Вадим Валерьевич
Начальник управления урегулирования убытков по специальным рискам ОСАО «Ингосстрах»
страхование сегодняВ чем состоит основная проблематика организации страховой защиты судов от пиратских захватов? Какие вопросы практического характера приходится решать юристам в связи с этими случаями?

Тема пиратства, обострившаяся в последнее время, в том числе в связи с обстановкой в Сомали, ставит страховое сообщество перед необходимостью поиска общих подходов к этой проблематике. Обсуждение этой темы началось довольно давно, но поначалу носило несколько теоретический характер, потому что случаев было достаточно мало, и тогда это была, в основном, Юго-Восточная Азия и Западная Африка, а в Сомали пиратство только начиналось. Представляется, что ситуация за последние несколько лет качественно изменилась.

Сейчас вопрос по Сомали перешел уже в другую стадию: ситуация там такова, что регулярные случаи пиратства носят системный характер и страховым компаниям и судовладельцам (а вслед за ними зачастую и страховым компаниям) достаточно предсказуемо наносится значительный ущерб. Причем, несмотря на то, что в решении этой проблемы на словах задействовано большое количество политических сил, реальные действия, которые предпринимаются на данный момент, решают ее только частично. Территория, которая охвачена пиратством, очень велика и фактически может контролироваться только непосредственно у самого пролива, а все восточное побережье Сомали остается неподконтрольным. Чтобы это исправить, нужна политическая воля государства по борьбе с пиратством. Пока проявить такую волю никто не решился, и ситуация сохраняется достаточно продолжительное время. Когда ущерб наносится крупнейшим судам и судовладельцам, то здесь еще как-то задействуются государственные органы, а по средним и мелким судам и судовладельцам этот вопрос полноценно не контролируется.

С фактической и формально-правовой точки зрения, та ситуация, которая существует сейчас, сводится к вопросу, к какому виду покрытия относить риск пиратства. Если обратиться к истории вопроса, пиратство традиционно покрывалось по разным полисам в 2-х вариантах: либо по полисам каско судов, либо по полисам военных рисков. В частности, в ллойдовских условиях за последние 100 лет переход от одной схемы к другой осуществлялся 4 или 5 раз туда и обратно. По результатам последнего перехода традиция сложилась такая: по умолчанию этот риск относится на каско судов и указывается в полисе как отдельный риск, однако существует отдельная оговорка – возможность переносить риск пиратства на военный риск.

Сложный вопрос, в чем вообще заключается достаточно тонкая грань между военным риском и пиратством. В отличие от пиратства в чистом виде, военные риски предусматривают какие-то политические мотивы преступления (захвата людей, судов и т.д.) Пиратство, в классическом понимании – это нелегальный промысел. Но в реалиях современного мира одно от другого часто отделить сложно, потому что какие-то коммерческие устремления прикрываются политическими лозунгами, и наоборот, люди, занимающиеся терроризмом и т.п., при этом зарабатывают деньги, в том числе нелегальными способами. Это симбиоз, в котором сложно разобраться.

Еще до ситуации в Сомали аналогичные дела по другим регионам рассматривались в судах (не российских). Суды приходили к выводу, что убыток мог быть вызван одновременно и пиратством, и военным риском, а если есть две причины, то происходит определенное распределение в какой-то пропорции. Поэтому в принципе можно было рекомендовать во избежание проблем страховать оба риска, причем желательно в одной компании.

Стоит заметить также, что и разделение рисков самого пиратства имеет две ипостаси. С одной стороны, включается повреждение или гибель судна, за что страховщик однозначно платит, если уж риск покрыт. С другой стороны, может иметь место выкуп, который производится по требованию пиратов - и вот с этим есть определенная проблема. Если страховая компания находится в России и подчиняется российским законам, то покрывать риск выплаты в связи с захватом заложников (как часто имеет место в Сомали) она не может по Гражданскому Кодексу. Кроме того, есть российский закон о финансовом мониторинге, который запрещает нам финансировать деятельность подобного рода. Соответственно, страховщик под риском лишения лицензии участвовать в таких выплатах не может.

Ситуацию в Сомали на начальной стадии значительное количество участников относило в большей степени к военному риску. Но на нынешнем этапе подавляющее большинство мирового страхового сообщества относит его к пиратству. Каких-то судебных решений по этой конкретной ситуации пока не было, и как оно здесь может быть вынесено – тоже до конца не понятно. Один из признаков «бунтовщиков» в политическом риске – это то, что они находятся на берегу. Пираты, в том понимании, которое существует сейчас в Сомали, на самом деле базируются тоже на берегу, и все даже знают, где именно, это место известно. Но так как по факту рынок однозначно считает это сейчас пиратством, то соответственно, есть вероятность, что и суды тоже будут следовать за пониманием рынка, которое используется уже на протяжении нескольких лет.

На Лондонском рынке был предложен вариант переноса отдельной специальной оговоркой таких случаев на военные риски: они становятся исключениями из обычного полиса и становятся объектом покрытия полиса военных рисков. В принципе, такой подход представляется здравым, поскольку он дает возможность уйти от противоречия, что именно имеет место в данной ситуации - пиратство или военный риск.

С точки зрения страховщиков, военный риск определяется через базовое покрытие и зону исключений. И по зоне исключений всегда оговаривается дополнительная страховая премия либо какие-то дополнительные условия, оговорки, ограничения и т.д. Поэтому для страховщиков перенос на военный риск позволяет как-то контролировать этот вопрос применительно к таким случаям, как Сомали. Кроме того, страховщики получают возможность ставить своим клиентам какие-то дополнительные условия, например, по военной охране.

Если же оставить этот риск на полисе каско, то даже при признании случая действительно пиратством получается, что зоны исключения по полису каско нет, и страхователи могут активно работать в этом регионе, фактически делая это «бесплатно», не доплачивая никаких дополнительных премий. А это совершенно несправедливое распределение рисков. Теоретически простое исключение конкретных зон по полису каско – это вполне адекватный вариант. Но нам представляется, что, наверное, более правильный вариант – это все-таки перенос пиратства на военные риски.


9 июля 2009 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Морское страхование, Страхование от терроризма и диверсий
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 8.60 (голосовало: 15 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: